|
Зимние шины
Обработка результатов
Завершив работы на дорогах
полигона, приступаем к обработке
полученных данных. Обсчитывая,
усредняя, приводя к единым
условиям, в конце концов мы
получили итоговые цифры,
позволившие для каждого вида
испытаний расставить приоритеты.
А что дальше, ведь многих
покупателей интересует
абсолютный результат — какая
шина лучше всех? Например, Gislaved
лучше всех по тормозным
свойствам на льду, но при этом на
асфальте шумнее остальных шин.
Как быть? По какому принципу
выводить итоговые оценки?
Прежде всего, нужно привести
результаты к одному знаменателю.
Понятно, что метры тормозного
пути нельзя складывать с
секундами разгона и баллами
субъективных оценок. Поэтому
абсолютные результаты по каждому
виду испытаний переводятся в
баллы: низшая оценка — 4 балла,
высшая — 10 баллов. И уже в таком
виде результаты заносятся в
итоговую таблицу. Но это не все.
Баллы не просто складываются, а с
учетом значимости,
"важности" того или иного
показателя при эксплуатации
зимних шин. Так, если "вес"
тормозного пути на льду — 10% в
общей оценке, то "вес"
времени разгона на снегу — лишь
5%. Конечно, с такой методикой
подсчета можно спорить, но,
поверьте, она подкреплена
многолетним опытом испытаний
зимних шин. Главная мотивировка
здесь проста: основное
предназначение зимних шин —
повышение безопасности движения
на скользкой дороге. И если на
заснеженном шоссе коэффициент
сцепления шин с дорогой хоть и
низок, но позволяет справляться с
автомобилем, то на льду малейшая
ошибка в управлении приводит к
потере контроля над машиной. Вот
почему "ледяным"
показателям уделяется больше
внимания.
Победителем теста стали шведские
шипованные шины Gislaved Nord Frost II.
Совсем немного им уступили
финские Nokian Hakkapeliitta 1. Эта
скандинавская парочка
значительно оторвалась от
конкурентов, еще раз доказав, что
фирмы Gislaved и Nokian большие
специалисты по части зимних шин.
Среди нешипованных участников
лучшими оказались шины Bridgestone
Blizzak MZ-01. На втором месте — Michelin Maxi
Ice и на третьем —КPirelli Winter Ice.
Однако учтите — победитель в
классе нешипованных шин имеет
самую мягкую резину протектора. И
если на льду это позволило
покрышкам Bridgestone опередить
конкурентов, то на асфальте такие
шины будут, по нашему мнению,
изнашиваться быстрее. Так что
лучше их использовать в той
местности, где дороги зимой
большей частью покрыты снегом и
льдом.
Шипованные
шины*:
|
Нешипованные
шины:
|
Continental Viking Stop 4000
|
Bridgestone Blizzak MZ-01
|
Pirelli Winter Ice
|
Dunlop SP Arctic M3
|
Continental Viking Contact
|
Toyo Observe Garit
|
Gislaved Nord Frost II
|
Cooper Weather Master XGR
|
Uniroyal MS Plus 44
|
Goodyear Ultra Grip 400
|
Goodyear Ultra Grip 5
|
Vredestein Snowtrack
|
Michelin Ivalo
|
Michelin Maxi Ice
|
|
Nokian Hakkapeliitta 1
|
Nokian NRW
|
|
<* Далее во всех
таблицах названия
шипованных шин подчеркнуты.
|
Gislaved Nord
Frost II
Страна-производитель |
Швеция |
Твердость
резины по Шору |
52 ед. |
Индекс скорости |
Q (160 км/ч) |
Тип шипов |
Sitek MS11-8.2 |
Глубина рисунка
протектора |
9,4 мм |
Вылет |
1,17—1,69 мм |
Несмотря
на свой возраст (модель
дебютировала на рынке в 1993
году), эти зимние шины
остаются лучшими на
сегодняшний день. Прекрасные
сцепные свойства как на
снегу, так и на льду
позволяют не только повысить
уровень активной
безопасности, но и получить
истиное удовольствие от
управления автомобилем на
зимней дороге. Реакции
машины на управляющие
действия водителя столь
точны и однозначны, что порою
кажется — шины "думают"
быстрее, чем человек.
Но, как известно, и на солнце
бывают пятна. Такими пятнами
для шин Gislaved являются низкие
сцепные свойства на
снежно-водяной каше и
шумность при качении по
асфальту (особенно на
скорости 80 км/ч).
сцепные
свойства на снегу и на
льду;
управляемость; |
+ |
шумность при
качении;
склонность к
слашплэнингу. |
|
Общая
оценка: |
9,1 |
|
Nokian
Hakkapeliitta 1
Страна-производитель |
Финляндия |
Твердость
резины по Шору |
53 ед. |
Индекс скорости |
Т (190 км/ч) |
Тип шипов |
Kometa |
Глубина рисунка
протектора |
9,4 мм |
Вылет |
1,15—1,41 мм |
Hakkapeliitta 1
— одна из самых новых
моделей на рынке. Шины имеют
ряд преимуществ по сравнению
с предыдущей моделью —
Hakkapeliitta 10. Во многом это
заслуга облегченных шипов с
новой системой посадки в
тело протектора. Результат —
меньший износ как самих
шипов, так и дорожного
покрытия, а также снижение
уровня шума.
Прекрасные сцепные свойства
на льду — особенно при
разгоне и торможении. Чуть
хуже — на снегу. При движении
в повороте автомобиль на
шинах Nokian требует от
водителя большего внимания,
чем на шинах Gislaved. Особенно
это заметно, когда
автомобиль проходит виражи
на пределе — в скольжении
всеми четырьмя колесами.
Двигаясь по шоссе,
автомобиль не так четко
"держит прямую", как
того хотелось бы: шины Nokian
вынуждают водителя слегка
подруливать.
Особую благодарность шины
заслужили за прекрасные
слашплэнинговые свойства —
запустить их вплавь очень
сложно.
По уровню шума Nokian — твердый
середнячок в своей подгруппе
шипованных шин.
продольные
сцепные свойства на
льду;
слашплэнинговые
характеристики; |
+ |
"рыскания"
при движении по шоссе;
тормозные свойства на
снегу. |
- |
Общая
оценка: |
8,9 |
|
Goodyear
Ultra Grip 400
Страна-производитель |
Германия |
Твердость
резины по Шору |
54 ед. |
Индекс скорости |
Q (160 км/ч) |
Тип шипов |
Kometa Marathon |
Глубина рисунка
протектора |
10,4 мм |
Вылет |
1,18—1,77 мм |
Шины Goodyear
продемонстрировали хорошие
показатели во всех видах
испытаний. Они "звезд с
неба не хватают", но зато
нет и явных провалов.
Приличные сцепные свойства,
особенно на льду, —
отличительная особенность
шин Ultra Grip 400. Правда,
слаженной "совместной
работы" шины и шипов в ряде
случаев не получается. Так,
при испытаниях на
управляемость было отмечено,
что шины довольно резко
срываются в скольжение и
совладать с автомобилем в
такой ситуации сложно. Зато
на шоссе Goodyear — явный лидер
среди шипованных шин.
Отклонений от заданного
направления движения —
минимум. Да и "поют" они
не громко.
- устойчивость
при движении по шоссе;К
- сцепные свойства на
льду; |
+ |
- сложность
управления на льду;
- торможение на снегу без
АБС. |
- |
Общая
оценка: |
8,2 |
|
Michelin
Ivalo
Страна-производитель |
Франция |
Твердость
резины по Шору |
53 ед. |
Индекс скорости
|
Q (160 км/ч) |
Тип шипов |
Kometa P8-110 |
Глубина рисунка
протектора |
9,4 мм |
Вылет |
0,95—1,42 мм |
Французские
шинники создали совершенно
непохожую на своих
предшественниц модель. А
название лишний раз
напоминает, что ее доводка
проходила не где-нибудь, а в
Лапландии.
К сожалению, в наших
испытаниях эта модель не
смогла заслужить высших
оценок. Причина нам видится в
шипах — не всегда они
работали с полной отдачей.
Результат — ранний срыв шин
в скольжение на льду при
любом неаккуратном нажатии
на педаль газа или повороте
руля. Недостаточная
поворачиваемость, которой и
без того страдает Volvo 850, на
шинах Ivalo приобрела
угрожающий характер.
Скольжение передней оси —
основная причина, мешающая
ехать быстрее в повороте.
Вызвать занос —
невыполнимая задача как на
льду, так и на снегу. Но не
будем сгущать краски. Ведь в
продольном направлении
сцепные свойства довольно
высоки, а значит, и
разгоняться, и
останавливаться Miсhelin умеет.
Да и в комфорте этим шинам не
откажешь — уровень шума едва
ли вызовет раздражение у
водителей.
Честно говоря, мы ожидали от
шин Michelin Ivalo чего-то большего.
Но, как подсказывает опыт,
новая модель первые год-два
постоянно совершенствуется
с учетом претензий,
выявленных при эксплуатации.
Что ж, подождем и мы...
- сцепные
свойства на снегу;
- продольные сцепные
свойства на льду; |
+ |
- управляемость
на льду;
- недостаточная
поворачиваемость. |
- |
Общая
оценка: |
8.1 |
|
Continental
Viking Stop 4000
Страна-производитель |
Швеция |
Твердость
резины по Шору |
54 ед. |
Индекс скорости
|
Q (160 км/ч) |
Тип шипов |
Sitek MS11-8,2 |
Глубина рисунка
протектора |
9,2 мм |
Вылет |
1,18—1,62 мм |
Фирма
Viking, как и Gislaved, входит в
состав концерна Continental. Но,
как выяснилось, шины Viking явно
уступают по своим
характеристикам тем же Gislaved
Nord Frost II. Достаточные, но не
выдающиеся сцепные свойства
на льду и на снегу. Так же
можно охарактеризовать
управляемость. А вот при
выезде на зимнее шоссе шины
Viking начинают капризничать.
Постоянные рыскания
автомобиля, порождаемые
неровностями дороги, требуют
от водителя изрядного
напряжения — отпустить руль
нельзя ни на секунду! Да и
насладиться тишиной эти шины
не позволят — вой от их
качения по асфальту
перекрывает и рокот
двигателя и свист ветра.
Наш вердикт — шинам Viking Stop 4000
нужна модернизация.
- умеренные
сцепные свойства на льду
и снегу;
- умеренные
характеристики
управляемости; |
+ |
- шум при
качении;
- "рыскания" на
шоссе. |
- |
Общая
оценка: |
8,0 |
|
Dunlop SP
Arctic M3
Страна-производитель |
Финляндия |
Твердость
резины по Шору |
53 ед. |
Индекс скорости
|
Т (190 км/ч) |
Тип шипов |
Kometa Marathon |
Глубина рисунка
протектора |
10,1 мм |
Вылет |
1,11—1,74 мм |
Dunlop —
самые плохие шипованные шины
в нашем тесте.
Характеризуются резкими
срывами в скольжение на льду
как при торможении, так и при
разгоне. В экстремальной
ситуации спасают шипы,
которые позволяют избежать
полной потери контроля над
автомобилем.
Поведение на снегу оставляет
желать лучшего. Особенно
шины SP Arctic M3 противопоказаны
автомобилям с
антиблокировочными
системами тормозов.
Управляемость на снегу
крайне неоднозначна — то
автомобиль безнадежно
скользит передней осью, то
проваливается в глубокий
занос. Зато на шоссе никаких
курсовых отклонений
отмечено не было. Но получить
от этого удовольствие мешает
крайне высокая шумность.
- стартовая
динамика на льду;
- курсовая устойчивость
на шоссе; |
+ |
- управляемость
на снегу и на льду;
- тормозные свойства на
снегу. |
- |
Общая
оценка: |
7,0 |
|
Bridgestone
Blizzak MZ-01
Страна-производитель |
Япония |
Твердость
резины по Шору |
40 ед. |
Индекс скорости
|
Q (160 км/ч) |
Тип шипов |
- |
Глубина рисунка
протектора |
9,1 мм |
Вылет |
- |
Bridgestone —
лучшие нешипованные шины в
нашем тесте. По своим
характеристикам они близки к
шипованным шинам среднего
класса.
Сцепные свойства на льду —
просто великолепны для
"чисто резиновых" шин.
Водитель даже в скольжении
может управлять автомобилем.
Но расслабляться не стоит.
Если превысить определенный
предел, то придется
откапывать автомобиль из
придорожного сугроба.
На шоссе Blizzak — абсолютный
лидер среди всех шестнадцати
участников. Высокая
стабильность движения по
прямой, минимум реакций на
дорожные неровности, низкий
уровень вибраций. Таким
характеристикам позавидуют
многие летние шины. Уловить
шум от качения шин Bridgestonе
практически невозможно. Лишь
на скорости ниже 60 км/ч можно
услышать легкий шелест — не
более того.
- отсутствие
шума при качении;
- продольные сцепные
свойства на снегу; |
+ |
- склонность к
слашплэнингу;
- тормозной путь на льду
при блокировке колес. |
- |
Общая
оценка: |
8,0 |
|
Michelin Maxi
Ice
Страна-производитель |
Франция |
Твердость
резины по Шору |
46 ед. |
Индекс скорости
|
Q (160 км/ч) |
Тип шипов |
- |
Глубина рисунка
протектора |
8,0 мм |
Вылет |
- |
Maxi Ice —
шины с очень оригинальным
рисунком протектора.
Множество мелких
прорезей-ламелей и
отсутствие крупных
поперечных канавок
позволило достичь неплохих
сцепных свойств на льду и на
снегу. Но главное
преимущество шин Michelin — в
стабильности поведения
машины. Шина не преподносит
водителю неожиданные
сюрпризы. Все предсказуемо и
контролируемо. Однако
скольжения передней оси
автомобиля — отличительный
признак езды на этих
покрышках.
На шоссе Maxi Ice лишь чуть-чуть
проигрывает в уровне
комфорта шинам Bridgestone,
ставшим в этом виде
испытаний эталонными.
- тормозной путь
на снегу при блокировке
колес;
- поперечные сцепные
свойства на льду; |
+ |
- склонность к
слашплэнингу;
- высокая степень
недостаточной |
- |
Общая
оценка: |
7,6 |
|
Pirelli
Winter Ice
Страна-производитель |
Великобритания |
Твердость
резины по Шору |
49 ед. |
Индекс скорости
|
Q (160 км/ч) |
Тип шипов |
- |
Глубина рисунка
протектора |
8,8 мм |
Вылет |
- |
Pirelli Winter
Ice преподнесли самый большой
сюрприз в ходе испытаний.
Дело в том, что раньше зимние
шины этой фирмы не
показывали хороших
результатов в сравнительных
тестах. На этот раз Pirelli — в
тройке сильнейших
нешипованных шин. Основное
достоинство —
предсказуемость и простота
управления. Водитель очень
четко чувствует грань начала
скольжения и, как следствие,
допускает меньше ошибок в
управлении автомобилем.
Похоже, инженеры фирмы Pirelli,
разрабатывая эту модель,
уделили особое внимание
именно характеристикам
управляемости.
К сожалению, на шоссе Pirelli
становится очень
"вспыльчивой", остро
реагируя на любые неровности
или неоднородности
дорожного покрытия. Водитель
вынужден постоянно
корректировать рулем
отклонения автомобиля от
прямолинейного движения.
- управляемость
на снегу;
- тормозные свойства на
снегу; |
+ |
-
"рыскания" при
движении по прямой;
- разгонная динамика на
льду. |
- |
Общая
оценка: |
7,3 |
|
Continental
Viking Contact
Страна-производитель |
Швеция |
Твердость
резины по Шору |
52 ед. |
Индекс скорости
|
Q (160 км/ч) |
Тип шипов |
- |
Глубина рисунка
протектора |
9,3 мм |
Вылет |
- |
В прошлом
Viking были одними из лучших
зимних шин. Но сейчас
прогресса этой марки не
видно, хотя конкуренты
постоянно совершенствуются.
На льду справиться с
автомобилем, обутым в шины
Viking, довольно сложно.
Поначалу все вроде бы хорошо,
но с ростом скорости шины в
какой-то момент неожиданно
начинают скользить. И тут уж
думать некогда — необходимы
профессиональные приемы
управления автомобилем. В
общем, эти шины для опытных
водителей, которые не прочь
время от времени проверить
свои навыки.
На снегу характеристики шин
немного лучше, но все же
далеки от идеала. Равно как и
при движении по шоссе.
Если в ближайшее время шины
Viking не будут доработаны, то
мы, скорее всего, станем
свидетелями умирания этой
марки.
- тормозные
свойства на снегу;
- умеренные сцепные
свойства на снегу; |
+ |
- разгонная
динамика на льду;
- недостаточная
устойчивость |
- |
Общая
оценка: |
7,1 |
|
Uniroyal MS
Plus 44
Страна-производитель |
Австрия |
Твердость
резины по Шору |
47 ед. |
Индекс скорости
|
Т (190 км/ч) |
Тип шипов |
- |
Глубина рисунка
протектора |
8,9 мм |
Вылет |
- |
Uniroyal —
фирма, которая также
принадлежит концерну Continental.
Похвально, что Continental,
становясь владельцем новой
компании, позволяет ей
выпускать шины с прежним
названием. Возможно, в
будущем "естественный
отбор" оставит лишь
две-три марки, работающие под
"крышей" немецкого
концерна. Тогда, скорее
всего, с зимними шинами Uniroyal
будет покончено. Об этом
говорят и результаты наших
испытаний.
Заурядные сцепные свойства
на льду, проблемы с
управляемостью, требующие от
водителя дополнительного
напряжения, — характерные
особенности шин MS Plus 44. На
снегу их поведение чуть
лучше.
Единственным, но очень ярким
"лучом света" этих шин
стал уровень шума. По этому
показателю Uniroyal смело можно
ставить на высшую ступень
пьедестала рядом с шинами
Bridgestone.
- отсутствие
шума при качении;
- достаточные сцепные
свойства |
+ |
- тормозные
свойства на льду;
- управляемость на льду и
на снегу. |
- |
Общая
оценка: |
6,9 |
|
Cooper
Weather Master XGR
Страна-производитель |
США |
Твердость
резины по Шору |
50 ед. |
Индекс скорости
|
Q (160 км/ч) |
Тип шипов |
- |
Глубина рисунка
протектора |
9,5 мм |
Вылет |
- |
Cooper —
единственный представитель
Нового Света в нашей
компании. Как оказалось, с
европейскими зимними шинами
ему состязаться тяжеловато.
Умеренные сцепные свойства
на льду. Начало скольжения не
является для водителя
неожиданностью — шина
теряет сцепление с дорогой
очень плавно. Но управлять
автомобилем в скольжении Cooper
уже не помогает. Чтобы начать
движение по льду водитель
должен очень аккуратно
работать педалями газа и
сцепления.
Поведение шин на снегу так же
оставляет желать лучшего.
На шоссе Cooper очень
болезненно реагирует на
дорожные неровности,
передавая вибрации на кузов
автомобиля. Водитель обречен
на постоянные подруливания,
цель которых — сохранить
прямолинейное движение.
Уровень шума — средний.
- тормозные
свойства на снегу без
использования АБС |
+ |
-
"рыскания" на шоссе;
- разгонная динамика на
льду |
- |
Общая
оценка: |
6,8 |
|
Nokian NRW
Страна-производитель |
Финляндия |
Твердость
резины по Шору |
50 ед. |
Индекс скорости
|
Т (190 км/ч) |
Тип шипов |
- |
Глубина рисунка
протектора |
9,2 мм |
Вылет |
- |
Скромные
показатели шин Nokian NRW можно
оправдать лишь тем, что
основное внимание фирма
уделяет шипованным моделям.
Очень неуверенно чувствуют
себя шины на льду. Так, за
разгонную динамику они
получили низшую оценку — 4
балла! Тормозные свойства
ненамного лучше. И лишь
управляемость хоть как-то их
реабилитирует. Правда, в
скольжении совладать с
автомобилем на шинах Nokian
тяжеловато.
На снегу ситуация получше: и
газу можно прибавить, и
поворот пройти красиво.
Реакции на управление
довольно четкие и быстрые.
А вот в отсутствии комфорта
шину упрекнуть нельзя: и
дорожные неровности
"проглатывает", и прямую
держит, да и не шумит почти,
разве что при 100 км/ч слегка
"пошелестит" по
асфальту, а так — ни-ни.
- курсовая
устойчивость на шосcе;
- низкий уровень шума |
+ |
- продольные
сцепные свойства на
льду;
- разгонная динамика на
снегу |
- |
Общая
оценка: |
|
|
Goodyear
Ultra Grip 5
Страна-производитель |
Германия |
Твердость
резины по Шору |
58 ед. |
Индекс скорости
|
Т (190 км/ч) |
Тип шипов |
- |
Глубина рисунка
протектора |
8,1 мм |
Вылет |
- |
Goodyear, как
третий производитель шин в
мире, мог бы показать и более
высокий результат, нежели
второе место с конца. Но
анализируя ситуацию,
позволим себе предположить,
что эта модель
предназначена, прежде всего,
для центральной Европы, где
зима не столь сурова, как в
России или на севере
Финляндии. Об этом
свидетельствует и
повышенная твердость резины
— износостойкость шин Goodyear
наверняка выше, чем у других
участников теста.
Ну а что касается чисто
зимних характеристик, то тут
похвастать нечем. И на снегу,
и на льду сцепные свойства
низкие, равно как и
показатели управляемости.
Правда, на снежно-водяной
каше шины чувствуют себя
увереннее многих
конкурентов. Это еще раз
подтверждает ориентацию Ultra
Grip 5 на "мягкую" зиму.
- низкий уровень
шума;
- слашплэнинговые
характеристики |
+ |
- продольные
сцепные свойства на
льду;
- разгонная динамика на
снегу |
- |
Общая
оценка: |
6,2 |
|
Vredestein
Snowtrack
Страна-производитель |
Голландия |
Твердость
резины по Шору |
53 ед. |
Индекс скорости
|
Т (190 км/ч) |
Тип шипов |
- |
Глубина рисунка
протектора |
8,2 мм |
Вылет |
- |
Vredestein —
самая маленькая независимая
шинная фирма Голландии.
Компания добилась неплохих
результатов в разработке и
изготовлении летних
покрышек. Но этого еще
недостаточно для
производства хороших зимних
шин. В чем мы и убедились на
примере модели Snowtrack.
Автомобиль на голландских
шинах практически
неуправляем на зимней дороге
— будь под колесами лед или
снег, неважно. На педаль газа
необходимо нажимать очень
аккуратно, иначе ведущие
колеса срываются в
пробуксовку мгновенно. При
движении по льду шины никак
не предупреждают водителя об
опасности — срыв в
скольжение происходит
неожиданно. Да и вернуть
автомобиль на заданную
траекторию после этого —
большая проблема.
Откровением стали очень
приличные сцепные свойства
шин Vredestein на снежно-водяной
каше. Лучшие характеристики
в этом виде соревнований
продемонстрировали лишь
шипованные Nokian Hakkapeliitta 1. Но
даже это не смогло
приподнять шины Vredestein выше
последнего места.
Думаем, что шинам Vredestein Snowtrack
место не на зимней дороге, а в
историческом музее под
вывеской "Зимние шины
прошлых лет".
-
слашплэнинговые
характеристики;
- уровень шума |
+ |
- сцепные
свойства на зимней
дороге;
- управляемость на
зимней дороге |
- |
Общая
оценка: |
5,6 |
|
Toyo Observe
Garit
Страна-производитель |
Япония |
Твердость
резины по Шору |
45 ед. |
Индекс скорости
|
Т (190 км/ч) |
Тип шипов |
- |
Глубина рисунка
протектора |
9,1 мм |
Размерность |
195/65 R15 |
Нам
пришлось закрыть глаза на
отличающийся от других
участников теста размер. Но
уж очень хотелось сравнить
японцев с европейцами.
Шины Toyo продемонстрировали
неплохие сцепные свойства на
льду, но срыв в скольжение
происходит довольно резко.
Так что водителю
расслабляться не стоит.
На снежном покрытии реакции
автомобиля на управляющие
действия рулем и газом
спокойные. Скольжения, как и
на льду, начинаются
неожиданно, и для сохранения
контроля над ситуацией
требуются быстрые и четкие
действия.
На мокром снегу,
перемешанном с водой, шины Toyo
бессильны что-либо сделать —
всплывают раньше других
участников теста.
При движении по шоссе они
ничем не выделяются из
списка испытываемых шин — ни
в лучшую, ни в худшую сторону.
- поперечные
сцепные свойства на
льду;
- стабильность при
движении по шоссе |
+ |
-
слашплэнинговые
характеристики;
- управляемость на снегу |
- |
Общая
оценка: |
7,0 |
|
Материал еженедельника "Авторевю"
Прочие полезности
|
|