Копиры Ricoh Aficio, тонер, картриджи





   
         
 

Перегрев двигателя


Сегодня мы вместе с Александром Куницыным как следует разберемся с проблемой перегрева двигателя.

Нелепая ситуация. Перегрев? На дворе - зима, минус 20. В редакции чай в стаканах замерзает - какой уж тут перегрев! Поэтому звонок из фирмы "Моторлюкс" нас озадачил - мастера хотели рассказать именно об этой проблеме. Как оказалось, тема действительно актуальная. Судите сами.

Лицом к лицу лица не увидать

Частенько мы не замечаем того, что находится у нас буквально под носом. Таково одно из свойств человеческой натуры - патологическая дальнозоркость. Что находится под носом у водителя? РУсы, - наверняка ответят острословы и будут (в ряде случаев) правы.

Речь же идет о приборной панели со стрелочными приборами и контрольными лампами.

Многообразие дизайнерских решений этой зоны автомобиля огромно. Однако у всех вариантов есть общие черты. Ряд стрелочных приборов имеет сектора, отмеченные красным цветом, а некоторые контрольные лампы закрыты красными рассеивателями. Красный цвет Р сигнал опасности, призванный привлечь внимание водителя и предупредить его о том, что соответствующие технические параметры автомобиля таковы, что эксплуатировать машину нельзя. Следует немедленно прекратить движение и устранить неполадку.

Температура охлаждающей жидкости двигателя относится как раз к такой группе параметров. Если она превысила допустимый уровень, приборы и контрольные лампы будут беззвучно кричать водителю: "Тормози, приехали!"

Хорошо, если водитель внимателен и не только следит за ситуацией на дороге, но и изредка поглядывает себе "под нос". В противном случае его ждут клубы пара из-под капота.

О природе явления

Если бы все ограничивалось только выкипанием какой-то части охлаждающей жидкости! Подождал, пока двигатель остынет, долил жидкость до нужного уровня - и поехал дальше.

Закипание тосола, наблюдающееся при температуре от 100 С до 120 С (в зависимости от давления в системе охлаждения), чревато более серьезными последствиями.

Объясним, почему. Процесс кипения сопровождается образованием пузырьков, скапливающихся в паровые пробки. При этом насос системы охлаждения - помпа, рассчитанная на перекачивание жидкости, а не пара - не обеспечивает должную циркуляцию закипающего тосола в контуре охлаждения. Теплоотвод ухудшается, температура двигателя растет, кипение жидкости прогрессирует. Происходит лавинообразный процесс, при котором температура отдельных элементов двигателя вследствие дефицита охлаждения за считанные минуты может превысить норму в несколько раз. А температура влияет на конструктивную прочность деталей и на величину тепловых зазоров в многочисленных узлах трения. Одним словом, подумаешь о возможных последствиях - мороз по коже!

При недостатке охлаждения тяжелее всего приходится деталям камеры сгорания двигателя, так как именно в ней происходит наибольшее тепловыделение.

Прежде всего перегрев наносит удар по головке блока цилиндров, особенно если она изготовлена из алюминиевого сплава. Степень ее повреждения (от коробления плоскости разъема с блоком до трещин и расплавления отдельных участков камеры сгорания) зависит от того, насколько сильно нарушился процесс охлаждения.

Перегрев - явление всесезонное. Летом он, естественно, встречается чаще, однако у невнимательного водителя есть масса возможностей перегреть двигатель и зимой, в трескучий мороз.

Дело в том, что причинами, приводящими к перегреву, являются:
- засорение радиатора или внутреннее загрязнение системы охлаждения;
- недостаток охлаждающей жидкости в системе или неисправность клапана-термостата;
- неисправность насоса системы охлаждения (помпы) или его привода;
- отказ электрического вентилятора системы охлаждения или датчика-реле, включающего систему;
- нарушения технологии заправки тосола при его замене, приводящие к "завоздушиванию" системы;
- использование некачественного топлива с низкой детонационной стойкостью и неправильная установка угла опережения зажигания.

Как видите, температура окружающего воздуха в списке вероятных причин перегрева двигателя отсутствует. Так что можете смело отправляться жарким летними днем на дачу в собственном лимузине. Если, конечно, он исправен.

Климатические условия могут лишь замедлить или ускорить процесс перегрева.

Чтобы свести риск перегрева двигателя к минимуму, нужно тщательно следить за исправностью всех элементов системы охлаждения, проводить профилактику и технический осмотр, поддерживать требуемый уровень охлаждающей жидкости и своевременно ликвидировать ее течи. С периодичностью раз в два года или через каждые 50 тыс. км пробега следует заменять тосол. При замене тосола желательно очищать систему охлаждения от ржавчины, накипи и других загрязнений, используя специальные средства для промывки.

В случае сильного загрязнения можно достичь хороших результатов, пользуясь старинным дедовским способом: для очистки системы охлаждения наши деды с успехом использовали продукт переработки молока Р сыворотку, содержащую молочную кислоту. Ее заливают в систему, два часа дают двигателю поработать, а затем сливают. И система охлаждения, как новая!

Слова, слова, слова... Мы увлеклись и забыли, что вы ждете продолжения "разборки" с перегревом. Перейдем... ... к практике

Все началось с того, что "однажды в студеную зимнюю пору" произошла неприятность с двигателем полноприводного автомобиля Subaru Leone. Вследствие не обнаруженных своевременно течей в системе охлаждения он, что называется, закипел.

После этого в системе смазки двигателя появились следы охлаждающей жидкости - тосола. Обычно это является следствием нарушения целостности прокладки головки блока или следствием дефекта самой головки. Подобные повреждения зачастую - "дело рук" перегрева. Нам предстояло уточнить, что именно он натворил у нас. Масло в результате попадания в него тосола превращается во вспененную эмульсию грязно-желтого цвета и быстро утрачивает свои смазывающие свойства. Эксплуатировать двигатель в таком состоянии нельзя.

Кстати, о двигателе нашего автомобиля. Он не совсем обычный. Это карбюраторный четырехцилиндровый двигатель оппозитного типа объемом 1,8 л.

Оппозитный двигатель, по сути дела, является "предельным" вариантом более знакомого V-образного двигателя с углом развала между цилиндрами 180 градусов.

Попадание охлаждающей жидкости в масло приводит к образованию эмульсии, которая, забивая систему вентиляции картерных газов, выносится в корпус воздушного фильтра Конструктивные особенности оппозитного двигателя Subaru Leone таковы, что для демонтажа головок блока цилиндров необходимо снять двигатель с автомобиля Вот он, возмутитель спокойствия! Он восстановил свою работоспособность и готов занять место под капотом автомобиля

Его отличительными особенностями являются малые габаритные размеры, позволяющие легко размещать двигатель в неглубоких моторных отсеках, и хорошая динамическая сбалансированность.

Двигатель, в общем, неплохой, но в данном случае его конструктивные особенности сыграли отрицательную роль. Дело в том, что доступ к двум головкам блока цилиндров без снятия двигателя с автомобиля невозможен.

Нам предстояло снять двигатель и демонтировать обе головки блока. Коль скоро речь в статье зашла о перегреве и его последствиях, в серии иллюстраций мы намеренно акцентировали внимание только на поиске и устранении неисправности. Снятие и установка двигателя производятся в обычном порядке и на фотографиях не показаны.

Алюминиевые головки блока достаточно коротки, но, тем не менее, крепятся к блоку девятью мощными болтами. Отворачивать болты при снятии, равно как и затягивать при установке головок, нужно в три этапа, чтобы обеспечить равномерность и не допустить деформации плоскости головки. Сняв головки блока, мы обнаружили повреждения прокладок. Каналы системы охлаждения сообщались с системой смазки двигателя. В некоторых местах имелись следы прорыва отработавших газов из камеры сгорания. В подобных случаях не имеет смысла менять прокладки на новые, не выяснив, в чем причина неисправности. Проведенные замеры плоскостей разъема головок выявили отклонения от плоскостности, доходившие до 0,2 мм. Вызванная перегревом деформация головки явилась причиной ослабления затяжки болтов, что и повлекло за собой прогорание прокладок.

Плоскостность была восстановлена методом фрезерования на фрезерном станке.

Беспечность обошлась владельцу Subaru в 550 долларов, не считая стоимости комплекта прокладок.

Кстати, могло быть и хуже. Так что приучайте себя периодически поглядывать на панель приборов - дешевле обойдется.

А на сэкономленные благодаря собственной внимательности и предусмотрительности немалые деньги купите себе велотренажер - не все же на машине разъезжать...

1. Отсоединяем все мешающие снятию впускного коллектора шланги и трубопроводы и демонтируем его
2. Отворачиваем и снимаем клапанную крышку и крышку кожуха газораспределительного механизма (ГРМ)
3. Ослабив ролик натяжителя ремня ГРМ, снимаем ремень. Затем, отвернув 3 болта, снимаем шестерню распределительного вала 4. Для обеспечения доступа к болтам крепления головки блока необходимо демонтировать корпус распредвала 5. Прежде, чем отворачивать болты крепления головки блока цилиндров, не забудьте снять гидравлические толкатели
6. Отворачиваем болты крепления головки блока и снимаем ее. Сейчас мы выясним, что здесь натворил перегрев 7. Прокладка головки блока имеет серьезные повреждения. Заметны следы прорыва отработавших газов из камеры сгорания. Прокладка подлежит замене
8. Образование эмульсии из вспененного масла и тосола приводит к ухудшению смазки. Этому двигателю повезло: на подобной эмульсии он поработал недолго
9. Проведя измерения при помощи щупа и линейки, прикладываемой в разных направлениях, было выявлено, что деформация головки блока в результате перегрева составила 0,2 мм 10. Для выравнивания плоскости головка была отфрезерована на 0,25 мм, что практически не изменит степени сжатия
11. Очистив плоскость блока цилиндров, приступаем к сборке. Прежде всего устанавливаем новую прокладку головки блока
12. Протяжку головки блока выполняем динамометрическим ключом в соответствии со схемой, приведенной в инструкции

1998г





© AutoMechanic Magazine

Советы автолюбителю

Выбираем автомобиль
Выбор автомобиля
Эксплуатация автомобиля
Холодный запуск двигателя (инжектор)
В копилку Вашего опыта
В дальнюю дорогу
Мы и фуры
Администрирование транспортного средства
Доверенность без нотариуса
Консервация автомобиля

Не "продавайте" машину по доверенности
Сбил пешехода
Азбука световой сигнализации
Внимание! Угон!
Перегрев
Ремень безопасности
Знак "У" на стеклах
от дяди Вити
 
 


| На главную | Модели | Фотогалерея | В помощь владельцам | Общение | Разное |

 
www.hondamotor.ru    Site © Air    Design © GribNick  Выделенный сервер предоставлен компанией СОФИС