![]()
| ![]() |
|||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||
Перегрев двигателяСегодня мы вместе с Александром Куницыным как следует разберемся с проблемой перегрева двигателя. Нелепая ситуация. Перегрев? На дворе - зима, минус 20. В редакции чай в стаканах замерзает - какой уж тут перегрев! Поэтому звонок из фирмы "Моторлюкс" нас озадачил - мастера хотели рассказать именно об этой проблеме. Как оказалось, тема действительно актуальная. Судите сами. Лицом к лицу лица не увидать Частенько мы не замечаем того, что находится у нас буквально под носом. Таково одно из свойств человеческой натуры - патологическая дальнозоркость. Что находится под носом у водителя? РУсы, - наверняка ответят острословы и будут (в ряде случаев) правы. Речь же идет о приборной панели со стрелочными приборами и контрольными лампами. Многообразие дизайнерских решений этой зоны автомобиля огромно. Однако у всех вариантов есть общие черты. Ряд стрелочных приборов имеет сектора, отмеченные красным цветом, а некоторые контрольные лампы закрыты красными рассеивателями. Красный цвет Р сигнал опасности, призванный привлечь внимание водителя и предупредить его о том, что соответствующие технические параметры автомобиля таковы, что эксплуатировать машину нельзя. Следует немедленно прекратить движение и устранить неполадку. Температура охлаждающей жидкости двигателя относится как раз к такой группе параметров. Если она превысила допустимый уровень, приборы и контрольные лампы будут беззвучно кричать водителю: "Тормози, приехали!" Хорошо, если водитель внимателен и не только следит за ситуацией на дороге, но и изредка поглядывает себе "под нос". В противном случае его ждут клубы пара из-под капота. О природе явления Если бы все ограничивалось только выкипанием какой-то части охлаждающей жидкости! Подождал, пока двигатель остынет, долил жидкость до нужного уровня - и поехал дальше. Закипание тосола, наблюдающееся при температуре от 100 С до 120 С (в зависимости от давления в системе охлаждения), чревато более серьезными последствиями. Объясним, почему. Процесс кипения сопровождается образованием пузырьков, скапливающихся в паровые пробки. При этом насос системы охлаждения - помпа, рассчитанная на перекачивание жидкости, а не пара - не обеспечивает должную циркуляцию закипающего тосола в контуре охлаждения. Теплоотвод ухудшается, температура двигателя растет, кипение жидкости прогрессирует. Происходит лавинообразный процесс, при котором температура отдельных элементов двигателя вследствие дефицита охлаждения за считанные минуты может превысить норму в несколько раз. А температура влияет на конструктивную прочность деталей и на величину тепловых зазоров в многочисленных узлах трения. Одним словом, подумаешь о возможных последствиях - мороз по коже! При недостатке охлаждения тяжелее всего приходится деталям камеры сгорания двигателя, так как именно в ней происходит наибольшее тепловыделение. Прежде всего перегрев наносит удар по головке блока цилиндров, особенно если она изготовлена из алюминиевого сплава. Степень ее повреждения (от коробления плоскости разъема с блоком до трещин и расплавления отдельных участков камеры сгорания) зависит от того, насколько сильно нарушился процесс охлаждения. Перегрев - явление всесезонное. Летом он, естественно, встречается чаще, однако у невнимательного водителя есть масса возможностей перегреть двигатель и зимой, в трескучий мороз. Дело в том, что причинами, приводящими к перегреву, являются: Как видите, температура окружающего воздуха в списке вероятных причин перегрева двигателя отсутствует. Так что можете смело отправляться жарким летними днем на дачу в собственном лимузине. Если, конечно, он исправен. Климатические условия могут лишь замедлить или ускорить процесс перегрева. Чтобы свести риск перегрева двигателя к минимуму, нужно тщательно следить за исправностью всех элементов системы охлаждения, проводить профилактику и технический осмотр, поддерживать требуемый уровень охлаждающей жидкости и своевременно ликвидировать ее течи. С периодичностью раз в два года или через каждые 50 тыс. км пробега следует заменять тосол. При замене тосола желательно очищать систему охлаждения от ржавчины, накипи и других загрязнений, используя специальные средства для промывки. В случае сильного загрязнения можно достичь хороших результатов, пользуясь старинным дедовским способом: для очистки системы охлаждения наши деды с успехом использовали продукт переработки молока Р сыворотку, содержащую молочную кислоту. Ее заливают в систему, два часа дают двигателю поработать, а затем сливают. И система охлаждения, как новая! Слова, слова, слова... Мы увлеклись и забыли, что вы ждете продолжения "разборки" с перегревом. Перейдем... ... к практике Все началось с того, что "однажды в студеную зимнюю пору" произошла неприятность с двигателем полноприводного автомобиля Subaru Leone. Вследствие не обнаруженных своевременно течей в системе охлаждения он, что называется, закипел. После этого в системе смазки двигателя появились следы охлаждающей жидкости - тосола. Обычно это является следствием нарушения целостности прокладки головки блока или следствием дефекта самой головки. Подобные повреждения зачастую - "дело рук" перегрева. Нам предстояло уточнить, что именно он натворил у нас. Масло в результате попадания в него тосола превращается во вспененную эмульсию грязно-желтого цвета и быстро утрачивает свои смазывающие свойства. Эксплуатировать двигатель в таком состоянии нельзя. Кстати, о двигателе нашего автомобиля. Он не совсем обычный. Это карбюраторный четырехцилиндровый двигатель оппозитного типа объемом 1,8 л. Оппозитный двигатель, по сути дела, является "предельным" вариантом более знакомого V-образного двигателя с углом развала между цилиндрами 180 градусов. Попадание охлаждающей жидкости в масло приводит к образованию эмульсии, которая, забивая систему вентиляции картерных газов, выносится в корпус воздушного фильтра Конструктивные особенности оппозитного двигателя Subaru Leone таковы, что для демонтажа головок блока цилиндров необходимо снять двигатель с автомобиля Вот он, возмутитель спокойствия! Он восстановил свою работоспособность и готов занять место под капотом автомобиля Его отличительными особенностями являются малые габаритные размеры, позволяющие легко размещать двигатель в неглубоких моторных отсеках, и хорошая динамическая сбалансированность. Двигатель, в общем, неплохой, но в данном случае его конструктивные особенности сыграли отрицательную роль. Дело в том, что доступ к двум головкам блока цилиндров без снятия двигателя с автомобиля невозможен. Нам предстояло снять двигатель и демонтировать обе головки блока. Коль скоро речь в статье зашла о перегреве и его последствиях, в серии иллюстраций мы намеренно акцентировали внимание только на поиске и устранении неисправности. Снятие и установка двигателя производятся в обычном порядке и на фотографиях не показаны. Алюминиевые головки блока достаточно коротки, но, тем не менее, крепятся к блоку девятью мощными болтами. Отворачивать болты при снятии, равно как и затягивать при установке головок, нужно в три этапа, чтобы обеспечить равномерность и не допустить деформации плоскости головки. Сняв головки блока, мы обнаружили повреждения прокладок. Каналы системы охлаждения сообщались с системой смазки двигателя. В некоторых местах имелись следы прорыва отработавших газов из камеры сгорания. В подобных случаях не имеет смысла менять прокладки на новые, не выяснив, в чем причина неисправности. Проведенные замеры плоскостей разъема головок выявили отклонения от плоскостности, доходившие до 0,2 мм. Вызванная перегревом деформация головки явилась причиной ослабления затяжки болтов, что и повлекло за собой прогорание прокладок. Плоскостность была восстановлена методом фрезерования на фрезерном станке. Беспечность обошлась владельцу Subaru в 550 долларов, не считая стоимости комплекта прокладок. Кстати, могло быть и хуже. Так что приучайте себя периодически поглядывать на панель приборов - дешевле обойдется. А на сэкономленные благодаря собственной внимательности и предусмотрительности немалые деньги купите себе велотренажер - не все же на машине разъезжать... 1. Отсоединяем все мешающие снятию впускного коллектора шланги и трубопроводы и демонтируем его 1998г © AutoMechanic Magazine
Советы автолюбителю |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|