|
Сборочные роботы в машиностроительном производстве по трудоемкости вышли на второе место. Доля сборочных работ в автомобильной промышленности занимает около 20%, в сельско-хозяйственном и тракторном машиностроении - 22 %, в тяжелом машиностроении – 30%, а в электромашиностроении – 40%. Задача машиностроительной отрасли заключается в том, чтобы максимально автоматизировать работы на завершающих этапах производства (сборка изделий), так как есть некоторые операции, для выполнения которых до сих пор используют ручной труд. На сегодняшний день на конвейерах по сборке автомобилей некоторые операции выполняются с помощью гаечного ключа или других приспособлений.
Здесь имеет место человеческий фактор, соответственно точность и аккуратность работ может зависеть от множества внешних факторов. Работы, выполненные сборочным роботом, максимально отвечают высоким требованиям качества выполнения сборки, что впоследствии может оказать влияние на безопасность использования и управления машин или механизмов человеком. Поэтому очень важно использовать сборочных роботов почти на всех этапах сборки. Это полностью исключит погрешности в работе, которые могут иметь место при ручном труде и максимально поднять уровень безопасности при использовании готовой продукции потребителями.
На автомобильных заводах уже работают автоматизированные линии по сборке отдельных узлов. Например, сборка головки блока цилиндров работает в определенном цикле. По конвейеру перемещается головка блока, последовательно на нее устанавливаются выхлопные и всасывающие клапаны, пружины и другие запчасти. Всего головка блока включает в себя восемьдесят деталей. Производительность такой автоматизированной линии составляет 120 головок в час. При такой высокой производительности сборочного робота, для управления этой линии используется труд всего лишь трех операторов. По такому же принципу осуществляется сборка и автомобильного двигателя, шатуна и других узлов.
Сборочные роботы-манипуляторы представляют собой сборочное оборудование из типовых и унифицированных узлов или модулей. Это сделано для того, чтобы при срочной необходимости смены в производстве можно было переналадить с помощью оперативной смены модулей. Как правило, сборочные роботизированные линии оснащены системами программного управления. Это позволяет повысить производительность труда до десяти раз. Происходит снижение себестоимости или удешевление продукции одновременно с повышением качества сборки изделий. Но сборочные роботы применимы на массовых производствах. Известно, что эксклюзивные экземпляры автомобилей по-прежнему собираются ручной сборкой и их себестоимость на несколько порядков выше.
Инженеры и ученые, несмотря ни на что возлагают большие надежды на создание и внедрение сборочных роботов второго и третьего поколения. Такой подход полностью решит все проблемы комплексной автоматизации всех этапов производства. Это будет возможно осуществить с помощью так называемых роботов-«интеллектуалов».
Они будут способны на любом этапе перенастроиться на другой вид работ самостоятельно при изменении поставленной задачи. Внешне такой робот будет напоминать человека: у него будут руки, туловище и шея. С помощью закрепленных на шее видеокамер, сборочный робот получит изображение модели готового изделия. Далее он сам разработает технологическую карту операций и выполнит свою же программу.
Автобизнес
|
|