Нормальный автомобиль с ненормальным мотором


Honda Civic нам уже знакома (см. АР № 19, 1995). Помнится, тогда это был пятидверный хэтчбек со скромным 1,5-литровым двигателем, который, между тем, на равных боролся с более мощными 1600-кубовыми конкурентами: Nissan Almera и Fiat Brava. Стоило ли возвращаться к этой непритязательной машине? Пожалуй, нет, если бы в наши руки не попала интересная модификация — Civic VTi.

Предстартовый осмотр

Внешне Civic VTi почти ничем не выделяется. Лишь более "спортивный" трехдверный кузов, нависающий под задним стеклом спойлер, да непривычно большие шины Dunlop SP Sport размерности 195/55 R15 выделяют его среди собратьев по классу. Действительно, колеса что-то слишком велики... Это и заставляет взглянуть на Civic повнимательнее. Более пристальный осмотр выявляет шильдик 1,6 VTi на кромке задней двери, а с другой стороны загадочную аббревиатуру VTEC. Впрочем, не будем лукавить — мы-то знали, чем примечателен этот автомобиль: японским инженерам благодаря системе VTEC удалось добиться сумасшедшей для серийного автомобиля литровой мощности, — с 1600 куб. см снято 160 лошадиных сил, это 100 "лошадей" с литра! И никакого "наддувательства"!

Внутри на первый взгляд тоже ничего необычного. И все же строгий салон темных тонов помимо воли заставляет сосредоточиться. Ничего ненужного, отвлекающего. На языке уже крутится фраза об излишней скупости дизайнеров, не пожелавших оживить интерьер хоть чем-нибудь необычным. И тут взгляд натыкается на комбинацию приборов, мгновенно выделяя шкалу тахометра. А на ней красная зона начинается только с 8000 об/мин! Воистину, лихо закручено! Сознание уже перестроилось. Теперь оно отсчитывает секунды до старта и помогает поудобнее устроиться на месте пилота. Водительское сиденье при минимуме регулировок подкупает выверенностью пропорций.

Черный салон удачно гармонирует с красным кузовом

Оно отлично охватывает седока, помогая слиться с машиной в единое целое. Все остальное только усиливает ощущение целостности: хваткий, обшитый кожей руль, удачно размещенный рычаг коробки передач, удобные педали, площадка для левой ноги. Усевшись здесь, еще до начала движения почему-то чувствуешь, что процесс езды доставит массу удовольствия.

Старт

Удельная мощность этого мотора — 100 л. с. на литр!

Троганье с места требует от водителя Civic VTi деликатного обращения с педалью сцепления — немного не хватает крутящего момента на низких оборотах двигателя. Да и разгон поначалу не впечатляет. Civic демонстрирует себя обычным "середнячком" с удобным управлением акселератором, но не более того. Бывали и лучше. Не "раскручивая" до поры мотор на первой передаче, переходим на вторую. На второй передаче стрелка тахометра, достигнув 4000 об/мин, чуть замедляет свой ход. Казалось бы, пора переключаться на третью. Но стоит чуть промедлить со сбросом газа, как вдруг на 5000 об/мин мотор взрывается и в мгновение ока укладывает стрелку прибора на критическую отметку 8000! После секундного замешательства, вызванного резким ускорением, "передергиваем" рычаг на третью передачу, попадаем где-то на 6000 об/мин и снова получаем бешеный отклик звонко поющего двигателя. Почти то же самое происходит и на четвертой, и на пятой передачах.

Красные стрелки и цифры приборов прекрасно читаются. Но больше всего впечатляет рабочий диапазон тахометра — двигатель можно крутить до 8000 об/мин!

Но стоит снизить темп, вернув стрелку тахометра к четырехтысячной отметке или опустив ее ниже, и двуликий Civic вновь становится заурядным японским автомобилем. А при обгонах особенно чувствуется некоторая леность мотора, не желающего как следует ускоряться до 4000 об/мин. И передачи от этого кажутся излишне растянутыми.

В потоке машин Civic легко узнать по выступающему переднему бамперу и низкой линии капота Забавно.

Наверняка ведь найдется примерный автомобилист, уверенный, что высокие обороты губительны для мотора, который годами будет ездить на Civic VTi так и не узнав, что за зверь сидит у него под капотом! А в один прекрасный день нажмет неосторожно на газ, и... как бы инфаркт бедолагу не хватил. Эффект действительно потрясающий. Что интересно, он не похож ни на срабатывание турбонаддува, ни на просто хороший подхват в зоне высоких оборотов. Система VTEC настолько по-разному проявляет себя на средних и высоких оборотах, что кажется, будто у Civic два мотора — обычный и спортивный.

Сзади "заряженный" Civic выдают шильдики VTi и VTEC

Можно спокойно ездить только на одном, но стоит захотеть чего-нибудь погорячей — и тут же к твоим услугам бешеный темперамент второго форсированного мотора, — только успевай переключать передачи!

Но оставим в покое двигатель и внимательнее подойдем к остальным ездовым характеристикам автомобиля. Насколько они соответствуют тому высочайшему уровню, который демонстрирует силовой агрегат?

Пожалуй, наиболее заметна проработка автомобиля с точки зрения шумности и вибронагруженности. До 5000 об/мин мотора почти не слышно, он лишь слегка обозначает себя басовитым фоном, который перекрывается гулом шин Dunlop SP Sport D87m размерности 195/55R15. Их "спортивность" доминирует над остальными качествами, а посему катятся они довольно жестко, старательно наполняя салон соответствующими шумами. Но начиная с 5000 оборотов, когда тихий доктор Джекилл превращается в разнузданного мистера Хайда, двигатель напоминает о себе могучим (хотя и отменно настроенным) ревом. Помните японские электронные часы, которые пищат совсем тихонько, но так противно, что не проснуться невозможно? Так это совсем не тот случай! Здесь разработчикам удалось подобрать для двигателя такую тональность, которая позволяет отлично чувствовать интенсивность работы мотора и ничуть при этом не раздражает. Не правда ли, после всего этого вокруг автомобиля Civic VTi возникает такой ореол спортивности, что ожидаешь дальнейшего описания по-гоночному жесткой подвески и потрясающей управляемости?

Управляемость автомобиля Honda Civic VTi не так "отточена", как характеристики двигателя Увы, этого не будет.

Передняя и задняя подвески (обе независимые, на сдвоенных рычагах) оказались на удивление мягкими. Благодаря им Civic прекрасно справляется со сколами асфальта и мелкими ямами, обеспечивая своим пассажирам похвальный комфорт. А вот на пологих волнах дорожного покрытия энергоемкости амортизаторов уже немного не хватает, особенно на большой (120 км/ч и выше) скорости. Излишняя раскачка кузова утомляет. Не все "заточено" и по части управляемости. К штатным режимам движения претензий нет — Civic радует четкими откликами на действия рулевым колесом.

Слева от педали сцепления установлена большая и удобная площадка для отдыха левой ноги

Но ведь мы уже вкусили бешеный темперамент мотора, а посему долго оставаться законопослушными не можем. Хочется скорости, перегрузок и визга шин в поворотах. Увеличиваем темп. И тут до поры послушная, надежная Honda вдруг начинает дурить, всячески сопротивляясь быстрому входу в поворот. В ответ на начальный поворот руля машина задумывается, возникает боковая раскачка, но главное — Honda упорно пытается уехать мимо поворота, выскользнуть наружу. Правда, в конечном итоге с этим удается справиться доворотом руля и сбросом газа.

И тут, уже на дуге поворота, Civic словно спохватывается и остаток траектории "пишет" идеально, демонстрируя при этом четкие реакции на действия рулем и акселератором. Но все равно при общей высочайшей надежности управления проехать поворот с таким шармом, как, например, Peugeot 306, Honda Civic не умеет. Возможно, конструкторы умышленно перестраховались и, опасаясь горячих голов, увеличили степень недостаточной поворачиваемости. Но тем самым они лишили автомобиль еще одной изюминки, которая была бы очень кстати.

Финиш

Не будем слишком придирчивыми, ведь идеальных машин не существует в принципе. Honda Civic 1,6 VTi VTEC вызвала у нас огромный интерес, поразив возможностями своего двигателя.

Уже после теста, обсуждая предварительные итоги, все эксперты единогласно сошлись на том, что при рабочем объеме 1600 куб. см мы ничего подобного не встречали. И дело не только в 160 "лошадях", но и в том, как грамотно они "запряжены" в автомобиль и как много приносят удовольствия от управления собой.

Автомобиль, побывавший на нашем тесте, стоит $26000, что на $5000 дороже самой простой модификации Civic c 1,3-литровым мотором. В гримасах российской таможенной политики иногда можно увидеть что-то симпатичное, ведь в той же Японии цена этих двух машин различается ровно в два раза. Так что навряд ли проблема выбора затруднит вас всерьез. Вот только ждать заказанной у официальных дилеров машины придется не меньше месяца. Но она стоит того, чтобы подождать.

Оценка верности показаний спидометра

Оценка верности показаний спидометра
Скорость по спидометру, км/ч 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 180
Истинная скорость, км/ч 39 48 58 67 77 87 96 105 115 124 133 142 152 162 171

Технические характеристики (данные производителя) Honda Civic 1.6 VTi

<
Двигатель   Темперамент  
Тип бензиновый с распределенным впрыском топлива и системой VTEC Максимальная скорость, км/ч 207
Расположение впереди, поперечно Время разгона 0—100 км/ч, с 8,0
Число цилиндров 4 Экономичность  
Рабочий объем, см3 1595 Расход топлива, л/100 км  
Степень сжатия 10,2 при 90 км/ч 6,3
Мощность, л. с./кВт/об/мин 160/118/7600 при 120 км/ч 7,8
Крутящий момент, Нм/об/мин 150/7000 городской цикл 9,3
Бензин 95    

С. ВОСКРЕСЕНСКИЙ О. РАСТЕГАЕВ © Материал журнала "Авторевю"

Civic

Технические характеристики
Type-R
Type-R Cup
7-e поколение
Филигранная техника
Нормальный автомобиль с ненормальным мотором
С вариатором
Вариации
Тест "Авторевю"
Civic. Четверть века
Такие разные японцы - резюме

Чистюли из фирмы Honda
Опыт эксплуатации
Логика выбора
Меняем только облик
Покупаем подержанный автомобиль
Honda Civic Aerodeck
Ресурсные испытания: Honda Civic Coupe
Honda Civic VIII - Гражданский мятеж
Отзывы владельцев на сайте
Отзывы владельцев на Форуме
Купля/продажа на Форуме
 
 


| На главную | Модели | Фотогалерея | В помощь владельцам | Общение | Разное |

 
www.hondamotor.ru    Site © Air    Design © GribNick